Статьи

Метод "Безопасного пространства"

Конфликты и напряженность являются неотъемлемой частью командной динамики. Разнообразие точек зрения и личностей часто приводит к столкновениям, которые могут как подпитывать производительность, так и препятствовать ей. Ключ к выходу из конфликта в командной работе заключается в создании атмосферы, способствующей доверию и открытому общению.

Для этого есть множество инструментов и практик. Сегодня хотим поделиться одним простым алгоритмом для обсуждения напряжения.

Метод "Безопасного пространства" (Safe Space Method) — это подход, направленный на создание среды, в которой члены команды могут свободно выражать свои мысли и эмоции без страха осуждения или репрессий. Этот метод помогает разрешать конфликтные ситуации и способствует укреплению доверия внутри команды.

Итак, представим ситуацию:

Конфликт между двумя членами команды по поводу распределения задач. Инга считает, что на нее возложено слишком много работы, в то время как Петр считает, что выполняет недостаточно важных задач.

Этапы обсуждения

1. Создание безопасной среды: Соберите команду и установите правила уважительного общения. Объясните, что цель встречи — найти решение, которое устроит всех.

"Я приглашаю вас на эту встречу, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию и найти наилучшее решение, которое устроит каждого."

Давайте договоримся об определенных принципах совместного обсуждения, чтобы оно было максимально конструктивным:

Уважительное общение: "На этой встрече мы уважаем мнение каждого и не перебиваем."

Конфиденциальность: "Все, что здесь обсуждается, остается между нами."

Активное слушание: "Мы будем внимательно слушать друг друга, чтобы лучше понять ситуацию."

2. Сбор фактов: Обсудите конкретные задачи, распределенные между участниками, и время, затраченное на их выполнение.

"Инга, расскажи, пожалуйста, по фактам, как происходило распределение задач в этом проекте."

Задавайте открытые вопросы:

  • "Какие задачи были распределены?"

  • "Как происходила коммуникация между вами?"

  • "Какие сложности возникли и когда?"

Запишите ключевые факты. Используйте флипчарт или лист бумаги для фиксации важной информации.

"Давайте я запишу все ключевые моменты, чтобы мы могли вернуться к ним позже и опираться на эти данные."

Обратите внимание участников на те моменты, которые они видят одинаково, где у них единая цель, на то, что их объединяет.

3. Выражение эмоций: Позвольте каждому участнику высказать свои чувства и мнения о текущем распределении задач.

"Теперь, когда мы обсудили факты, давайте поделимся своими эмоциями/чувствами. Это важно, чтобы мы могли понять друг друга лучше."

Да, теперь я вижу, что Инга чувствует себя перегруженной. Петр чувствует, что его вклад недооценен

Создайте атмосферу доверия:

"Важно, чтобы каждый мог выразить свои переживания. Давайте с уважением отнесем к тому, что каждый беспокоится и даже тревожится в сложившейся ситуации."

На этом этапе вы также можете подсветить общее желание найти решение, которое всех устроит. Помогите Петру и Инге принять волнения друг друга и настроиться на совместный поиск решения.

4. Активное слушание: Слушайте каждого участника внимательно, перефразируйте их слова, чтобы показать, что вы понимаете их точку зрения.

Активное слушание:

Перефразируйте услышанное: "Я правильно понял, что ты чувствуешь себя перегруженным из-за увеличения задач?"

5. Совместный поиск решений: Обсудите возможные варианты перераспределения задач и выберите тот, который устроит всех участников.

"Теперь, когда мы понимаем ситуацию и чувства каждого, давайте обсудим возможные решения."

"Какие у нас есть варианты решения этой проблемы? Что можно перераспределить? Какие задачи точно необходимо оставить за Ингой, а какие можно передать? Что было бы интересно тебе взять Петр? Как можно оптимизировать пул задач, чтобы нагрузка была более равномерной?"

Запишите все идеи без критики.

6.Оценка и выбор решения:

  • "Давайте обсудим возможности и риски каждого варианта. Выберем приоритетные варианты"

  • "Какой вариант устраивает вас обоих?"

7. Дальнейшие действия: Создайте план действий с четкими сроками и ответственными за выполнение задач. Регулярно проверяйте выполнение договоренностей.

  • "Итак, мы договорились о следующем плане действий..."

  • "Давайте установим срок для передачи и перераспределения этих задач."

  • "Зафиксируем, кто будет ответственен за каждый шаг"

  • "Мы будем встречаться каждые две недели, чтобы проверить прогресс и внести коррективы при необходимости."